четверг, 2 марта 2017 г.

Nikita

Гусев Никита Андреевич
Бердянск ул. Пионерская 314
01.02.2001
Ученик 10-Б класса

Web 2.0 используются для создания и проведения тестов по учебным предметам; для записи/регистрации на мероприятие (семинар, конференцию…); для проведения опросов и анкетирования (сбор данных, опросник обратной связи, опросники удовлетворенности, исследования)
Новое поколение веб-сервисов не могло не оказать влияния на различные сферы человеческой деятельности - как профессиональной, так и личной. С динамичным развитием широкополосного доступа сегодня компьютер, не подключенный к Интернету, воспринимается как анахронизм. Многие пользователи Интернет общаются в социальных сетях, размещают свои фотографии и видеоролики на соответствующих сервисах, совместно редактируют документы в онлайн-офисах. Число пользователей популярных Веб 2.0-сервисов исчисляется миллионами.
Деятельность множества людей, получившая популярность за столь непродолжительное время, не может быть объяснена исключительно технологическими причинами - появлением новых сервисов. Понятно, что причины здесь, скорее, социологического, культурологического характера, связанные с социальной ситуацией последних лет. Что же случилось?
Впервые в истории человеческой цивилизации информация сама по себе потеряла ценность. Подтверждением этому стал экспоненциальный рост интернет-контента во всех областях знаний (в частности, появилась уже упоминавшаяся мировая свободная энциклопедия "Википедия" (http://wikipedia.org), и это сегодня не столько отдельно существующий сайт, сколько культурологический феномен). Информации так много и ее количество так быстро растет и обновляется, что она многократно превышает все представимые когнитивные возможности человека. При этом усилий по ее получению надо затратить не так уж много. Таким образом, вектор меняется от вопроса "как и где найти?" к проблеме "что со всем найденным делать?" Следствием информационной избыточности становятся вопросы верификации найденного, проблемы информационной навигации.
Во-вторых, растет новое поколение людей, которые используют Интернет на новом уровне - как пространство обитания. Эти люди родились, когда Интернет уже существовал, они воспринимают его как естественное качество жизни - и они привыкли быть в сети. Они не учатся технологическим новинкам (в частности, в Интернете), они ими пользуются. Новое поколение обращается с фотографиями, видео и звуками так же, как и с текстом. Важно также, что они работают с большим количеством источников одновременно, устанавливая между объектами множество связей.
В-третьих, полифония информационных источников начала XXI века (книги, СМИ, телевидение, Интернет) привела к тому, что людей a priopi не может устроить монологическая модель информационной передачи. Какой бы авторитетной и близкой к объективной ни была бы одна точка зрения - она не может считаться удовлетворительной.
Все перечисленные выше тенденции напрямую отразились в образовании последних лет. С советских времен школа утратила свою роль "кладовой знаний", основного информационного хранителя, при этом еще и лишилась целого комплекса охранительных мифов ("Учитель всегда прав", "Старших надо слушаться", "Учитель знает и умеет больше, чем ученик" и пр.) Нельзя также не принимать в расчет, сильно снизившийся социальный статус образовательных учреждений и работников образования. Одновременно с этим в Сети ученик проводит огромное количество времени (вспомните тот же "Вконтакте"!), но использует Интернет чаще всего не для обучения или самообразования, а в качестве развлекательной среды. Во многом сетевая информация для ученика обладает большей степенью важности и значимости по сравнению с той информацией, которую предлагает школа.
Кроме того, если присмотреться к философским и культурологическим концепциям второй половины ХХ века и к самой истории педагогики, то можно обнаружить, что появление Веб 2.0 - не чудо, не случайность, а следствие закономерного развития.
Подобно тому, как не может новинкой считаться гипертекст, так же и Веб 2.0-сервисы явились инструментальной реализацией уже существовавших принципов, в том числе и в педагогике.
Еще в 1945 году американский инженер, разработчик аналоговых компьютеров, советник по науке при президенте Рузвельте В. Буш опубликовал статью "Как мы можем мыслить", где уже встречаются небезынтересные размышления о моделях сетевого взаимодействия.
Во второй половине ХХ века педагогическая наука осуществляет переход от инструкционизма, который видит процесс обучения как однонаправленную передачу знаний от знающего к незнающему, к конструктивизму. Конструктивизм исходит из того, что обучение - это активный процесс, в ходе которого люди активно конструируют знания на основе собственного опыта. Люди не получают идеи, а создают их (утверждение швейцарского психолога и философа, создателя теории когнитивного развития Жана Пиаже: "Ребенок есть зодчий собственного интеллекта"). Конструктивизм - теория деятельности, согласно которой деятельность и действия самого ребенка являются основой его психического развития (это нашло отражение в работах отечественных психологов - А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и др.). Более того, переход от предметного действия к действию с моделями осваиваемых объектов и ситуаций составляет неотъемлемое условие формирования полноценных умственных способностей ребенка.
На базе конструктивизма, в частности, сформировался такой подход к обучению, как конструкционизм. "Отцом" этого направления принято считать Сеймура Пайперта, выдающегося математика, программиста, психолога, педагога, основоположника теории искусственного интеллекта, создателя языка программирования Logo. К активной позиции конструктивизма конструкционизм добавляет идею, что люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом, будь то песочные замки или компьютерные программы. Главное то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них самих или их окружающих. Это своего рода обучение через исследование. По мере развития технологий в сферу построения значимых продуктов попадают все новые маленькие кирпичики - цифровые учебные объекты, пригодные для повторного использования в образовательных целях.
В контексте размышлений о направлениях развития современного образования интерес представляет теория коннективизма - один из подходов в области искусственного интеллекта, (когнитивистики), нейробиологии, психологии и философии разума. Главный принцип коннективизма состоит в предположении, что ментальные явления могут быть описаны сетями из взаимосвязанных простых элементов. В рамках этого течения предпринимаются попытки объяснить интеллектуальные способности человека, используя искусственные нейронные сети.
Коннективизм основывается на теориях сети, сложноорганизованных и самоорганизующихся систем. Учение - процесс, который происходит в неопределенной, туманной и меняющейся среде, в которой постоянно идут сдвиги основополагающих элементов. Этот процесс не может находиться полностью под контролем личности. Учение может поддерживаться извне и состоит в сопряжении информационных источников. Это объединение информационных узлов позволяет нам подниматься на более высокий уровень понимания. Коннективизм подчеркивает неустойчивый, динамический характер учения. Наши решения основываются на постоянно изменяющихся основаниях. Обучение - это процесс создания сети. Узлами могут быть внешние сущности, которые мы способны использовать для формирования сети. Узлами могут быть люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации. Акт обучения заключается в создании внешней сети узлов, которые мы подключаем в форме источников информации и знаний. Обучение, происходящее в нашей голове, есть формирование внутренней нейронной сети. Учебные сети можно рассматривать как внешние структуры, которые мы постоянно создаем и перестраиваем, с тем чтобы идти в ногу со временем, постоянно приобретать опыт, создавать и подключать новые внешние знания. Учебные сети могут восприниматься как внутренние структуры, которые существуют в нашем сознании и находятся в постоянном процессе создания модели понимания.
Коннективизм - это теория о том, как происходит обучение в эпоху цифровых технологий. Он основывается на теориях хаоса, сети, сложности и самоорганизации. Коннективизм исходит из того, что решения принимаются на основе быстро меняющихся оснований. Новые знания постоянно приобретаются человеком, и жизненно важно различать разницу между важными и неважными знаниями.
Принципы коннективизма:
" обучение и знания требуют разнообразия подходов и возможности выбрать оптимальный подход;
" обучение - это процесс формирования сети подключения специализированных узлов и источников информации;
" знание находится в сети;
" знания могут существовать вне человека, технологии помогают нам в обучении;
" способность узнавать новое значит больше накопленных знаний, способность расширяться важнее накопленного;
" обучение и познание происходят постоянно - это всегда процесс и никогда - состояние;
" ключевой навык сегодня - способность видеть смыслы и устанавливать связи между областями знаний, концепциями и идеями;
" своевременность (точность, обновляемость знаний) - необходимая черта современного обучения;
" обучение - это процесс принятия решений; сквозь призму меняющейся реальности нам постоянно приходится делать выбор, чему учиться; правильный выбор сегодня может оказаться ложным выбором завтра, потому что изменились условия, в которых принималось решение.
Исходной точкой для коннективизма является личность. Личное знание составляет сеть, которая поддерживает развитие организации, которая, в свою очередь, поддерживает развитие сети и через развитие сети - обучение отдельных участников.
Обучение происходит в сообществах, где учебной практикой является участие в жизни сообщества. Обучение деятельности происходит в процессе общения ученика и других членов сообщества. Это общение в эпоху Веб 2.0 состоит не только из слов, но и из изображений, мультимедиа и многого другого. Это общение формирует богатое разнообразие динамичных и взаимосвязанных ресурсов, которые создаются не только экспертами, но и всеми членами сообщества, включая учащихся.





Комментариев нет:

Отправить комментарий